Откровения западенца-галичанина о жизни в России

Политика

Читатель может задаться вопросом: как галичанин оказался в России, если этот регион прославился своей русофобией и практически поголовной поддержкой Майдана, последствия которого сегодня все расхлёбывают. А вот так. Существуют и такие феноменальные сочетания, как пророссийский житель Галиции. Впрочем, своим я не был там, своим я не стал тут.

Как бы то ни было, первопричины «понаезда» куда более прозаичны, чем русская идентичность. И без того нищий регион окончательно обнищал после Майдана. Популярные европейские направления были отброшены в силу их «насыщения» соотечественниками – хотелось уехать так, чтобы не контактировать с «родимыми» рагулями в дальнейшем.

Но идентичность тоже сыграла свою роль. Лишь в России можно безнаказанно говорить по-русски, а действительность сегодня лишний раз доказала дальновидность такого решения. К слову, мовой я прекрасно владею, даже слишком – во Львове мне нередко делали замечания, что моё украинское произношение слишком правильное, что выдаёт во мне москаля.

Однако немалая разница в менталитете и восприятии жизни сыграла свою роль. В отличие от довольных всем «восточников», как галичанин, которому свойственно быть «себе на уме», я могу выразить альтернативные точки зрения на жизнь в России. И да, я уже предвещаю хоровые посылы валить обратно во Львов. Первым пунктом отмечу полное отсутствие самокритики и самоиронии среди россиян.

Нет, с критикой всё в порядке. Причитания о том, какие все чиновники — жулики и воры, какой плохой президент и парламент, и сколько нефтедержава должна платить простым обывателям комиссионных за продажу нефти, как положено у других нефтедержав, я слышу регулярно.

Разница с нытьём рагулей перед майданом простая: на Украине ныли самые нищие, в России же ноют те, кому грех жаловаться. Я лично наблюдал критику всего действующего уклада от людей с дорогими современными внедорожниками и плазменными телевизорами во всю стену.

Впрочем, оппозиционность в РФ — не более, чем модный аксессуар тех, кто причисляет себя к бомонду. Тогда как рагули искренне верили в обещанную им зарплату в 5000 евро и в то, что их копеечный труд наконец оценят по достоинству.

А взамен получили ещё большую нищету, а как вишенку на торте — войну, которую, к слову, галичане не считают своей войной. Как и в мирное время, во Львове были понятия о «киевских» или «донецких козлах», с акцентированием на неместном происхождении козлов. Так и сегодня: происходящее расценивается исключительно как разборки разных козлов между собой, к которым избравшие европейский путь никоим образом не причастны. Я с улыбкой смотрю репортажи из Закарпатья, где жёны призывников осаждают военкомов. Я могу их понять — они «скакали» не за это.

Лично моя позиция — аналогична, но немного в другом аспекте. Это не моя война. Это не наша война. Это напоминает драку в коммуналке, когда утомивший всех сосед-пропойца нуждается в отрезвительной терапии, но за пределы коммуналки его никто не выгоняет.

Враг на этой войне един и общий у обоих народов, а корректнее — частей одного народа. И я не о том, что «украинцы — обманутые русские». Для меня все славяне — единый народ. А враги находятся вне этого этноса. Увы, узреть и осознать это без отрезвляющей терапии могут не все жители общеславянской «коммуналки».

Но и внутри РФ таких проблем навалом. Как выходец из наиболее националистической части Украины, я в упор не понимаю принятого в РФ как должное сюсюканья с отдельными республиками и их диаспорами. Пока Петербург тонет в мусоре, а его исторический центр стоит в руинах (в поисковике по запросу «карта расселённых домов СПб»), а в иных городах-миллионниках тупо нет тротуаров, Чечня купается в золоте и многомиллионных дотациях.

Я не сильно вникал в суть явления, но это же «на восстановление республики». Разве за 20 с лишним лет республика ещё не восстановилась? Уже всю остальную страну пора восстанавливать за то время, пока восстанавливали одну единственную республику. Это крайне странно.

Втройне странно, когда мне пишут отдельные россияне о том, что кавказцы и прочие среднеазиаты им ближе, чем я. Вдумайтесь: представитель чужого этноса, чужой культуры и чужой религии, разговаривающий на чужом языке, им ближе, чем русскоговорящий православный славянин, выросший в той же советской/постсоветской культуре и обычаях!

Справедливости ради, подобное в свой адрес я читаю только в интернете. В лицо мне никто ни разу не высказал никакого «фэ» по поводу моего места рождения. Только характерное украинское произношение звука «гэ» бесконечно вызывает истерический хохот у большинства россиян, и это им никогда не надоедает.

Но не будем зацикливаться на негативе. Получив свою первую зарплату в целых 20 тысяч рублей, выплаченную налом, как назло — разменом исключительно по сотке, мне хотелось реветь. Я никогда в жизни не видел столько денег. Ни в эквиваленте, ни по количеству купюр.

Полиция, во всяком случае низовые её чины, сытые и добрые. Феномен «бесплатной лекции» от ГИБДД удивляет даже мою мать. На Украине ДПС крайне редко останавливает бесплатно.

К слову о бесплатности. Существование в России абсолютно бесплатных молодёжных центров, кружков и спортзалов стало для меня воистину культурным шоком. Одно время я собрался в такой спортзал и спросил «сколько стоит». Когда мне ответили «бесплатно», я попросту не врубился. Бесплатно даже для неграждан РФ!

В моей юности бесплатными были только «зимы на лестницах» среди гоп-компаний такой же нищей молодёжи. Ни о каких молодёжных центрах не шло и речи. Ну и да, увидев свой первый Парад Победы с настоящей военной техникой, да ещё и в таком количестве, я стоял остолбеневший, как ребёнок. С военными шоу в Галиции не сложилось. Скниловская трагедия 2002 года, когда истребитель уронили в толпу, окончательно убедила львовян в том, что это — излишнее.

К слову о победах. И патриотизме.

Невзирая на то, что слова «пэрэмога» на Украине уже давно стало нарицательным, патриотизм там взрастили капитальный. Он крайне примитивен, практически ни на что не опирается, но если его залили в голову того или иного индивидуума, прозреть ему предстоит нескоро.

В России же с патриотизмом полный переполох и неразбериха. Я сейчас не об «ура-патриотах», данное явление по сути своей целиком повторяет украинское, хоть и в меньшем масштабе. Я о здравом, осмысленном патриотизме, которому необходимо на что-нибудь опираться. Вот тут и начинается разброд и шатания.

В равной степени тут принято гордиться и стыдиться и царскими временами, и советскими разных периодов, и относительно новой историей. Российский патриотизм — это бесконечная оглядка на кого-то, кто может тебя заругать. Вдруг то, чем ты гордишься, обижает чьи-то нежные чувства? Этого напрочь лишён рагульский «махровый» патриотизм, на котором шатко-валко движется украинская «анти-Россия».

Хотя в своё время я задавал им вопросы — мол в чём состоит патриотизм, когда ты хочешь выйти из под крыла России и лечь под Европу? В картине мира галичанина, который «себе на уме», всегда есть своя, независимая точка зрения. И если ты патриот Украины, то ты должен быть за Украину. За своё, а не за Россию или Европу. Ответа на этот вопрос я так и не получил.

Кондовая украинская идея в равной степени не опирается ни на что, и ни на кого не оглядывается. А вот русская идея постоянно пытается нащупать, на что бы такое опереться, и всё никак не нащупает.

Я тут не советчик, но пора бы уже позабыть победы прошлого и подумать о победах настоящего.

Ни в коем случае не умаляю подвиг дедушек и бабушек, и сам горжусь и даже посещал Бессмертный полк. Но времена и люди меняются.

И современные россияне имеют не особо больше отношения к победам царских и сталинских времён, чем нынешние египтяне к великим Пирамидам и их строителям.

Для меня стало откровением, как тихо и мирно герой фильма «Брат» стал отрицательным персонажем. Мне всегда казалось, что именно он — Данила Багров — апогей русскости, тот самый брат, который всегда придёт на помощь, спасёт и простит своего брата, невзирая на все его грехи и ошибки. Теперь же в описаниях фильмов про девяностые я вижу слова «история про маргиналов».

И правда, с точки зрения современного «тепличного» россиянина, русские из 90-х — маргиналы. Я намеренно разделяю понятия «русский» и «россиянин». Те русские, которые были в 90-х, практически вымерли. Я больше русский, чем вы. Нынче русским быть постыдно. Лишь после начала СВО с этим стали положительные подвижки. А безликое и обтекаемое «россиянин» — это по-нашему. Без маргинальности, да. И не обижает никого.

Напомню, что россиянин — это носитель паспорта РФ и ничего более. Дай негру российский паспорт — он станет россиянином. Русским он при этом не станет.

К слову о неграх. Мне, хоть и галицкого происхождения, но русскому, в том числе по крови, говорящему на русском с рождения, в России необходимо доказывать право своего тут пребывания. И даже сдавать экзамен по — барабанная дробь — русскому языку! С недавнего времени уже не нужно, но я ещё успел его сдать.

Отсутствие гражданства в России — приговор. Белая работа не светит, все шарахаются, как от прокажённого. Однажды даже случилась анекдотическая ситуация: при попытке устроиться охранником на автостоянку, мне открытым текстом поведали, что ежели моя трудовая лежит в более «козырном» месте, я могу устроиться туда «неофициально». Но как только выяснилось, что я — негражданин, возможность эта резко испарилась.

Так и хотелось сказать:

«Дамочка, вы в любом случае нарушаете закон, набирая серый персонал и выплачивая зарплату в конверте. Какая вам уже разница, с паспортом или без будет ваш соискатель?».

Но это риторический вопрос, и я его не озвучил.

К слову, официальной работы у меня никогда в жизни не было. В галицких реалиях все эти условности просто никому непонятны. На пенсию я даже не рассчитываю. Мне уже поздно к ней стремиться, да и учитывая тенденции — я вряд ли до неё доживу.

Чего не скажешь о жителях России, которые, как будто, собрались жить вечно. Неспешный ритм жизни (особенно это ощущается в Петербурге) который год ставит меня в тупик. Я вырос в нищете. Нищета стимулирует двигаться. Промедлил — обнищал ещё больше. Львовский ритм жизни — бесконечная гонка, пускай даже внутри крысиного колеса.

В Питере же все поголовно «никуда не спешат и везде успевают». Простоять 120 секунд на светофоре для меня — дичайший абсурд. Около 23 светофоров от центра Петербурга до кольцевой по Московскому проспекту. Если я на каждом буду стоять по 2 минуты, я потрачу 46 минут тупо на стояние. Но кроме меня тут это никого не смущает.

Следующий парадокс — никому не нужны деньги. Я тут, видимо, самый жадный и самый нуждающийся. У местных то ли всё есть, то ли ничего не нужно. Они и на работу нередко не ходят, от слова совсем. У них стоят пустые квартиры, годами закрытые, просто так. Множество автомобилей на вечном приколе, которые почему-то не продают, но и не используют.

Работодатели недоумевают, почему это мне не хватает средней питерской зарплаты в 35 тысяч рублей. В ответ я рекомендую им попросту не принимать на работу тех, у кого нет своего жилья по праву рождения, иначе выплата аренды или ипотеки сожрёт практически всё. Они вроде как и понимают, а вроде и нет.

Тем не менее, я рад жить тут. Сидя и гадая, что быстрее отнимет моё единственное имущество во Львове: реституционное право поляков или прилёт российского «Калибра», арендно-ипотечное рабство уже и не кажется чем-то ужасным. Имея возможность залить сколько угодно бензина по привычной цене и поехать на машине в любую точку страны, попутно пожирая любые продукты в любом количестве, я думаю, что сделал правильный выбор, пускай и ткнув пальцем в небо во времена майдана.

В Новой Реальности мне не нужно реже мыться, а на зависть всем буржуям я могу вообще не закрывать воду — на советский реликт «вода по тарифу» сегодня смотришь уже совсем по-другому. Невзирая на все внутренние парадоксы, Россия стоит крепко. Прискорбно, что я не могу объяснить свой выбор большинству своих земляков. Даже с учётом парадигмы «себе на уме».

Орест Вовкун, издание «ПолитНавигатор»



Последние статьи