Атомный удар. США поразят одной бомбой Тегеран, Москву и Пекин?

Политика

Вокруг Ирана разворачивается триллер, который будет иметь судьбоносные последствия и для региональной, и для мировой политики. Основные действующие лица: Иран, США, Россия и Китай. Эр-Рияд также участвует. Ставки исключительно высоки. Всё станет ясно лишь в последний момент.

 

В мировой политике появился новый триллер. Это не саммиты G7 и НАТО в Баварии и Мадриде. С ними в принципе всё ясно. Это то, что будет происходить в эти дни и предстоящие недели вокруг Ирана и иметь непосредственное отношение к России. Сенсационные новости начали появляться одна за другой.

Их целых пять
Во-первых, Иран официально подтвердил, что подал заявку на вступление в БРИКС, который Россия и Китай считают костяком формирующегося миропорядка, выразив готовность предоставить свои возможности странам объединения для выхода на новые рынки и обеспечения энергетических потребностей. Официальный представитель МИД Исламской Республики Саид Хатибзаде, отметив, что на членов БРИКС приходится 30% мирового валового производства (реальная цифра на самом деле больше) и 40% населения мира, с удовлетворением констатировал, что в этом объединении суверенных стран нет жёстких рамок и оно основано на «очень творческом механизме».

Во-вторых, появились слухи, что в Иране завершён монтаж первой ядерной боеголовки. Официально, конечно, об этом не сообщается, нет даже полной ясности насчёт того, правда это или нет. Зато сообщается о другом: о появлении для доставки ядерной боеголовки по назначению трёхступенчатой ракеты-носителя Zol-Janah, об успешном испытании которой сообщило Минобороны Ирана. Кстати, таких средств доставки у Ирана несколько. Можно вспомнить, например, о баллистических ракетах Fateh-110, которыми Иран прицельно ударил в марте по американским и израильским целям в Эрбиле (Ирак).

В-третьих, всё это произошло аккурат накануне намеченных на вторник, 28 июня, переговоров в Дохе (Катар) по иранской ядерной программе. Чем и когда они закончатся и имеют ли вообще смысл, если Тегеран уже обзавёлся ядерной боеголовкой (чем Иран хуже, например, соседнего Пакистана или своего архиврага Израиля, у которых есть ядерное оружие?), можно только гадать. 25 мая спецпредставитель США по Ирану Роберт Мэлли заявил, что вероятность провала переговоров с Тегераном о возвращении к полному соблюдению положений ядерной сделки в настоящее время выше, чем возможность достижения успеха.

При этом 8 июня глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян заявил, что Тегеран представил Вашингтону новый пакет предложений по восстановлению сделки, разрушенной в 2018 году в угоду Израилю администрацией экс-президента США Дональда Трампа. Нынешняя американская администрация заинтересована в возобновлении сделки. Поскольку остро нуждается (лишние деньги и Ирану не помешают, в том числе для финансирования внешней экспансии) в поступлении иранских нефти и газа на мировой рынок в целях борьбы с Россией и обеспечения потребностей в энергоресурсах западных стран, подставившихся по этой части с антирусскими санкциями. Отметив, что США «полны решимости не допустить того, чтобы Иран обзавёлся ядерным боезарядом», помощник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан заявил 27 июня на брифинге в Баварии:

Мы считаем, что взаимное возвращение к СВПД отвечает интересам Соединённых Штатов и их партнёров. Сделка находится на столе, доступна Ирану. И Ирану предстоит решить, хочет он её принять или нет.

В-четвёртых, пытаясь вроде бы пожать руку Ирану, США в своём фирменном стиле другой рукой создают против Тегерана военный альянс на Ближнем Востоке. Как сообщила 26 июня газета The Wall Street Journal со ссылкой на официальные источники, США провели в марте тайное совещание в Шарм-эш-Шейхе, на котором присутствовали военные руководители Израиля, Саудовской Аравии, Катара, Иордании, Египта, ОАЭ и Бахрейна.

Они обсуждали координацию действий против растущего военного потенциала Ирана. Это был первый случай, когда столь широкий круг высокопоставленных военных чиновников Израиля и арабских стран встретились под эгидой ВС США для обсуждения иранской угрозы. Они, в частности, договорились о процедурах взаимного уведомления и отражения воздушных нападений со стороны Ирана, хотя главную угрозу в регионе для всех представляют сами американцы.

Желание США и их западных союзников получить доступ к иранской нефти и газу, даже закрыв глаза на ядерные амбиции Ирана, привело к тому, что даже верный Вашингтону Израиль, мечтающий поскорее разбомбить все иранские ядерные объекты, убивающий иранских учёных-атомщиков, ядерную сделку с Ираном (СВПД) наружно поддерживает.

С ожидаемым или возможным возобновлением ядерных переговоров мы продолжим работать вместе с Соединёнными Штатами и другими странами, чтобы чётко обозначить свою позицию и повлиять на создание договора, если таковой будет,

– заявил 27 июня, согласно агентству Рейтер, министр обороны Израиля Бени Ганц. Он даже признал создание при участии США «ближневосточного альянса противоракетной обороны» для противодействия ракетной угрозе со стороны Ирана, не уточнив состав его участников. Ганц добавил, что оборонное сотрудничество в регионе может иметь и «иные оперативные измерения», явно намекая на возможные ракетно-бомбовые удары по критически важным для израильтян объектам в Иране.

В-пятых, традиционный региональный соперник и конкурент Ирана Турция предложила Тегерану дружбу и сотрудничество.

Мы не поддерживаем санкции, введённые против Ирана, и не считаем их правильными,

– заявил 27 июня турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу после переговоров в Анкаре со своим иранским коллегой. Он выразил надежду, что «ядерная сделка будет функционировать», и заявил, что Турция будет увеличивать объём торговли с Ираном, «продолжать сотрудничать в вопросе обеспечения защиты Аль-Аксы (мечеть в Иерусалиме, третья святыня ислама – прим. ред) и Палестины». Абдоллахиян, со своей стороны, заявил, что передал турецкой стороне перечень иранских предложений для заключения долгосрочного всеобъемлющего соглашения между двумя странами.

Мы договорились провести совместную экономическую комиссию в ближайшем будущем, – сказал глава МИД Ирана.

Ну а что же Россия?
Москва провела свои переговоры с Тегераном на несколько дней раньше – 23 июня. Для этого иранскую столицу посетил глава МИД России Сергей Лавров. Он поблагодарил Тегеран за «абсолютно правильное понимание» ситуации на Украине, где США и их союзники пытаются обеспечить себе «вечное доминирование». Лавров назвал политику Вашингтона относительно иранской ядерной сделки «абсолютно непоследовательной» и заверил, что Москва будет добиваться восстановления соглашения. Министр иностранных дел России подчеркнул, что отношения Москвы и Тегерана достигли высшей точки за всю их историю, сохраняя потенциал для дальнейшего развития, в частности, в сфере энергетики. В рамках ОПЕК+, по словам Лаврова,

есть полное согласие… о необходимости обеспечивать интересы Ирана в своей дальнейшей деятельности.

Кроме того, Москва и Тегеран работают над предложенным Тегераном всеобъемлющим договором, который определит перспективы стратегического сотрудничества сторон на ближайшие 20 лет.

Сегодня мы договорились, что эксперты должны как можно скорее согласовать этот новый важный документ,

– добавил Лавров. Его коллега Абдоллахиян заявил, что Иран готов к отмене виз между двумя странами, а первым шагом может стать безвизовый режим для бизнесменов.

Всё внимание на этих переговорах было привлечено, прежде всего, к проблеме СВПД – Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. Лавров пообещал, что Россия будет добиваться его восстановления в «изначальной конфигурации, как он был одобрен в 2015 году резолюцией Совета Безопасности ООН», без каких-либо изъятий и довесков, а также отмены «всех незаконных антииранских санкций, которые противоречат СВПД».

Со стороны России такая позиция – верх благородства, поскольку фактически Иран является нашим конкурентом в энергетической сфере. Мало того, без согласия и тем более участия России осуществить ядерную сделку с Ираном практически невозможно, прежде всего по техническим причинам. Поскольку очень трудно найти пользующуюся доверием Тегерана страну, которая имеет компетенции и сможет вывозить избыточный обогащённый уран из Ирана, обменивать его на природный уран, а также работать с Исламской Республикой над преобразованием её атомной электростанции в Фордо в исследовательский центр.

Единственным условием согласия России на эту сделку, которую Москва, исходя из справедливости и дружественных чувств к Ирану, продвигала и спасала долгие годы, являлось исключение экономического сотрудничества с Тегераном из наложенных Западом на Россию в связи с Украиной драконовских санкций. Посмотрим, будет ли это условие учтено.

В Тегеране, безусловно, хорошо понимают, что «вторая серия» СВПД, при всех связанных с ней финансовых соблазнах, может продлиться совсем недолго. Уже этой осенью президент США Джо Байден по итогам промежуточных выборов может оказаться «хромой уткой», потеряв Конгресс, а в 2024 году к власти в США, если выборы будут честными, наверняка придут ненавидящие Иран республиканцы, и всё повторится снова: СВПД опять похоронят.

Под предлогом того, чтобы помешать Ирану финансировать свои ВС, угрожать Израилю, укреплять своё военно-политическое влияние в регионе, прежде всего, за счёт Саудовской Аравии. Тегеран и Эр-Рияд, представляя различные направления ислама и являясь – вместе с Турцией – крупнейшими игроками в своём регионе, враждуют «всерьёз и надолго» – к радости Израиля и США, нередко подливающих масла в огонь. На отношениях Ирана и Саудовской Аравии с Россией это не отражается.

В данный конкретный момент для России, разумеется, лучше, чтобы эта сделка не состоялась, ибо в этом случае Москве будет сложнее получать доходы от продажи энергоносителей (цены – упадут) при сокращении из-за санкций физических объёмов продаж. Однако Россия, естественно, будет уважать суверенное решение Ирана, если иранцы не найдут ничего для себя неприемлемого в американских предложениях и захотят заключить сделку. С другой стороны, это поможет благодаря появлению у иранцев дополнительных финансовых средств ускоренному развитию двусторонних торгово-экономических отношений.

Что с того?
Судьбоносные события этих дней и предстоящих недель можно будет лучше оценить после июльского визита Байдена, первого за время его президентства, на Ближний Восток. Он планирует посетить Саудовскую Аравию, Израиль, Палестину и провести саммит с участием лидеров девяти арабских государств.

Главная не афишируемая цель этого визита – «помириться» с Эр-Риядом после неудачных манёвров по смене режима в этой стране, не позволить Саудовской Аравии «променять» США на Москву и Пекин, вынудить саудитов нарушить договорённости с Россией и снизить цены на нефть, благодаря которым Саудовская Аравия получает сейчас сверхприбыли, оставить доллар средством расчётов при заключении энергетических сделок.

Американцы также, вероятно, попросят саудитов присоединиться к санкциям против России в связи с СВО на Украине, отказаться от технологического сотрудничества с Китаем, перехода в торговле энергоносителями на юани. При этом у США нет ничего, что они могли бы предложить Саудовской Аравии, где, как и во многих других странах, существуют серьёзные сомнения в договороспособности американцев. Кроме угроз и запугивания США могут предложить Эр-Рияду очень мало чего ещё. Разве что оказать всестороннюю, в том числе военную помощь в борьбе с иранскими союзниками в регионе вроде йеменских хуситов, в войне с которыми саудиты несут и серьёзные потери, и большие убытки.

А ещё американцы могут, сыграв на страхе государств региона перед усилившимся благодаря ядерной сделке Ираном, создать внушительный антииранский блок, чем они, собственно, уже и начали заниматься. Поэтому Тегеран поступил бы мудро, если бы притормозил ядерную сделку до завершения предстоящего визита Байдена на Ближний Восток, чтобы окончательно решить, нужна ли она ему. Потому что противостоять суннитско-израильской коалиции при поддержке США шиитский Иран может, лишь имея в резерве ядерное оружие.

Сергей Латышев


Последние статьи