Появилось сообщение, что у воздушных сил Украины «закончился квалифицированный летный состав». То есть военные летчики, способные выполнять боевые задачи. Оно и немудрено — на данный момент уничтожено 276 самолетов — это больше, чем было в строю на 24 февраля.
Все летчики, кто был в распоряжении ВСУ, уже были сбиты и либо погибли, либо госпитализированы. К боевым вылетам привлекали даже курсантов, не прошедших полный курс обучения.
Попытки нанять военных летчиков в странах восточной Европы, в частности в Польше, тоже не позволили решить кадровую проблему. Желающих оказалось крайне мало и они тоже быстро «отлелались».
Вроде бы начали искать пилотов на «украинский контракт» даже в Афганистане. Не знаю, много ли там найдется квалифицированных летчиков, готовых совершить свой последний полет за «нэньку».
Вся военная авиация, которая была в распоряжении ВСУ изначально, оказалась сбита или уничтожена прямо на аэродромах еще в июне. После этого в небо поднимались либо отремонтированные экземпляры из тех, которые получили незначительные повреждения, либо переданные другими странами из запасов старой «советской» авиации. Что-то передавала Польша, что-то Румыния, возможно были и другие поставщики.
Недавно появились сообщения, что Словакия готова поставить 11 МиГ-29. Потом это сообщение опровергли. Потом оно снова появилось, но уже с уточнением, что Словакия договорилась с Чехией и Польшей о том, что те будут патрулировать небо Словакии после передачи ее самолетов на Украину.
Но даже если на Украину поступят эти 11 «мигов», а потом к ним добавится еще несколько экземпляров из других стран — ничего принципиально уже не изменится.
И даже не потому, что на этих самолетах становится некому летать, 10-20 пилотов возможно еще найдут, в том же Афганистане. Да мало ли где. Это ничего не изменит потому что воздушные силы Украины с самого начала не оказывали существенного влияния на ход боевых действий, даже когда в строю было больше 200 боевых машин.
Плотность российского ПВО с самого начала не позволяла украинской авиации эффективно выполнять боевые задачи. Большая часть украинских самолетов была сбита при первом же вылете, а некоторые уничтожены прямо на аэродромах.
Украинская военная авиация была практически исключена из числа факторов данной войны с самого начала.
Поэтому даже когда она взлетала, особой помощи войскам оказать все равно не могла. Соответственно ничего принципиально не изменится и после того как украинская авиация совсем перестанет взлетать.
Совершенно другое дело БПЛА, которые Украина использовала и продолжает использовать намного эффективнее, чем пилотируемую авиацию. И это наверное единственный компонент, в котором ВСУ не уступают российским войскам, а в чем-то даже превосходят.
Беспилотная авиация — едва ли не самое эффективное средство на вооружении украинской армии, которое используется и для разведки, и для нанесения ударов, в том числе за линией фронта.
И БПЛА на Украине не закончатся еще очень долго. В том числе и потому что Запад продолжает поставлять их Киеву в больших количествах. В очередной пакет военной помощи от США на сумму 3 миллиарда долларов вошли как раз боеприпасы и БПЛА.
Поэтому от украинских БПЛА будет еще немало проблем.
А военная авиация Украины в целом уже отлеталась.
И никакого призрака Киева больше нет. Да никогда и не было.
Alex Rusin aka amfora