В конце мая прошлого года стало известно, что Запад не только введет эмбарго на закупки русской нефти, но и применит механизм так называемого ценового потолка. Его суть заключается в том, что западным судоходным и страховым компаниям будет запрещено перевозить нашу нефть в том случае, если она будет идти по цене выше установленной (сейчас это 60$ за баррель).
Ситуация, казалось, была достаточно непростой, ведь бОльшую часть мирового фрахта и страховки принадлежит западным компаниям. По страховке это и вовсе практически один только Лондон. Тогда перед Россией встала задача решения двух этих проблем.
Со страховкой, естественно, вопрос было закрыть куда проще. До этого достаточно было получить признание стран-импортеров нефти наших страховых и перестраховочных компаний. Судя по всему, подобные разрешения выдались легко и в короткий срок. Хотя, честно говоря, я ожидал здесь более долгий процесс.
А вот с флотом, объективно, могли возникнуть большие сложности. Построить собственный флот — задача на 5-7 лет даже в том случае, если у нас есть необходимые судостроительные мощности. Увеличить пропускную способность нефтепроводов тоже такой себе выход. Если в Китай мы можем протянуть вторую ветку ВСТО, то до Индии или же Африки труба по понятным причинам не дойдёт.
Вариант оставался один — скупать танкеры с мирового рынка. Однако в нашем случае сделать это было непросто ввиду западных ограничительных мер. Следовательно, было необходимо пользоваться различными прокладками, создавать множество компаний в третьих странах и т.д.
В результате за несколько месяцев на биржах Дубая, Сингапура и Гонконга было приобретено порядка 250 танкеров, которые стали тем самым «теневым флотом» России. Да, это не новые корабли, однако, в среднем, лет 15-20 по морям ещё походят. И позволят нам постепенно модернизировать флот за счет уже собственных кораблей, производственные мощности которых увеличиваются.
Всего лишь за несколько месяцев Россия стала контролировать от 11 до 14% мирового рынка перевозки нефти. А это существенно. Ранее наша доля была близкой к нулю, отечественные компании пользовались, как правило, услугами западных судоходных компаний.
Важно отметить тот факт, что наличие собственного флота позволяет грамотно управлять ценой на нефть и нефтепродукты, ведь стоимость фрахта составляет минимум 10$ за баррель. Теперь эти деньги остаются у наших компаний.
Подобное не было сделано ранее, ведь даже финансовая выгода очевидна? Ответ такой же, что и по другим отраслям. Для чего создавать собственный флот, решая массу вопросов, когда можно просто качать и продавать нефть? Да даже когда и принимались политические решения в том или ином секторе, например, в авиапроме, то было видно нежелание и незаинтересованность некоторых управленцев заниматься его развитием. До этого они сидели спокойно, перебирали бумажки, а их заставили поднимать промышленность, где компетенции и энтузиазм находятся на низком уровне.
Впрочем, страх потерять всё всегда мобилизирует. Если бы за несколько месяцев Россия не создала флот, то экспорт нефти упал бы, минимум, в два раза. Либо пришлось бы продавать по стоимости ниже ценового потолка. А, как мы знаем из ряда источников, Urals идёт в Азию по цене от 65 до 80$ за баррель, хоть Минфин и использует данные британского Argus, который даёт меньше 50$.
В конце хотелось бы обратить внимание на ещё один момент. 250 «новых» танкеров — слишком много даже для нашей страны. Наверняка закупались с запасом. И сейчас здесь имеются свободные мощности. Их, судя по всему, будут использовать для перевозок нефти из других государств, которые также сталкиваются с западными рестрикциями. Например, из Венесуэлы. Имеется информация, что уже к концу лета Россия и Венесуэла создадут совместную судоходную компанию. Но что там перевозить, если не нефть?