Ближний Восток вновь может втянуться в большой конфликт. Правда, на этот раз навряд ли Тель-Авив сможет так играючи дойти до Суэцкого канала, ведь силы уже не те и не того калибра союзническая поддержка. А вот для России открываются новые возможности, которые страна может предложить миру. О каких же возможностях идет речь?
Горячий Ближний Восток
Арабо-израильская война не только чревата общерегиональным конфликтом. Она уже меняет глобальный баланс сил, истощая американские ресурсы и снижая давление на Россию. Сказать, какими будут последствия этого конфликта, пока трудно.
Но, если вспомнить про Суэцкий кризис, можно предположить, какие риски он в себе несет. Начало этому конфликту положил президент Египта Гамаль Насер, когда в 1956 национализировал канал, полностью закрыв его для израильского судоходства. Однако при поддержке первых миротворческих сил ООН канал вновь открылся в 1957 году.
К сожалению, этим дело не закончилось. Так, 5 июня 1967 началась Шестидневная война Израиля против Египта и Сирии. Основой успеха Тель-Авива тогда стала всеобъемлющая поддержка США, с помощью которой он показал арабскому миру подлинную боеспособность своей армии. В результате военный конфликт закончился за 6 дней, но канал остался заблокирован на 8 лет из-за огромного количества затопленных судов и морских мин. Его расчистили и открыли только в 1975 году.
Американская поддержка уже не та
Сегодня, несмотря на излишне самоуверенные слова министра обороны США, который сказал: «Мы можем и будем поддерживать Израиль… Соединенные Штаты могут идти и жевать жвачку одновременно», американская мощь уже не та.
А жвачкой можно и подавиться! Да и было бы из чего ее делать — синтетические полимеры-то получают из нефти, а нефть где? На Ближнем Востоке. Ведь американская сланцевая нефть хоть и хороша, но только из соображения, что на безрыбье и креветка рак.
Для того чтобы просто перевести весь транспорт на виды топлива, получаемые из сланцевой нефти, необходимо сначала перестроить всю химическую отрасль США, а затем и весь транспорт. Но денег нет ни на первое, ни на второе. Это, очевидно, и вылилось в то, что первыми, кто покинул Израиль, были американские военные. А тут еще за брюхо и холодный ветер с бескрайних просторов Сибири задувает.
Альтернатива Суэцкому каналу
Напомним, что блокировка Суэцкого канала в 2021 году контейнеровозом Ever Given привела к колоссальным убыткам для судовладельцев и вызвала рост мировых цен на товары и нефтяных цен на фондовых рынках. И тогда большое внимание обратили на Северный морской путь как альтернативу Суэцкому каналу, особенно в связи с таянием арктических льдов в результате потепления климата.
Северный морской путь выигрывает и в расстоянии. Так, путь из Мурманска в японский порт Иокогама через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, а через российский морской путь — только 5770 морских миль.
Еще одно преимущество — это экологичность перевозок.
«Использование Северного морского пути [вместо Суэцкого канала] снизит выбросы парниковых газов на 23%, а при использовании сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива — на 38%», — отмечается в обзоре экспертов Сколково.
В долгосрочной перспективе использование атомного флота и «зеленых» водорода или аммиака в качестве топлива привело бы к снижению выбросов до нуля.
Эксперты считают, что Северный морской путь может стать стратегическим экспортным каналом для России.
«Что касается Северного морского пути, то Россия не просто предлагает партнерам активно использовать его транзитный потенциал. Скажу больше: мы приглашаем заинтересованные государства к прямому участию в его развитии. Готовы обеспечить надежную ледовую проводку, связь и снабжение», — сказал Путин в ходе выступления на форуме «Один пояс — один путь» в КНР.
За последние 10 лет грузопоток по Северному морскому пути значительно увеличился. В 2022 году было перевезено 34,1 млн тонн грузов, а по итогам текущего года ожидается 36 млн тонн грузов. Но это не только грузоперевозки, но и развитие Арктики как региона с огромными богатствами, поэтому планируется еще и создание сухопутного продолжения пути.
Северо-Сибирская железнодорожная магистраль
Вопрос о строительстве Северо-Сибирской железной дороги обсуждался уже много лет, но сейчас пришло время серьезно заняться этим вопросом. Поэтому в октябре президент России Владимир Путин дал поручение правительству рассмотреть вопрос о строительстве в стране новой железнодорожной магистрали и представить доклад к 1 марта следующего года.
Важность этой магистрали протяженностью более 2000 км, несомненна, так как она соединит регионы Сибири и Якутии. Тем самым появятся новые возможности для развития транспортной инфраструктуры и экономического потенциала этих регионов. Конечно, возникнут определенные сложности, связанные со строительством в условиях сурового северного климата, но это только вызывает уважение.
В будущем она войдет в состав Северо-Российской Евразийской магистрали — транспортного коридора между европейской и азиатской частями России, а также между государствами Западной Европы и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это позволит создать условия для освоения северных районов Сибири и зоны БАМ и разгрузить грузо- и пассажиропоток Транссиба.
В случае успешной реализации намеченных планов транспортный потенциал России резко вырастет, и, хотя сегодня он весь не реализован, есть шанс, что горячий Ближний Восток только поможет его увеличить в ближайшем будущем.