Создаётся впечатление, что Индия всё больше склоняется в сторону поддержки потолка на российскую нефть. Только, не желая в этом признаваться, облекает это в словесную шелуху о том, что всё происходящее — это «исключительно вопрос цены, по которой индийские нефтеперерабатывающие заводы будут делать закупки».
Дело в том, цена на нефть для индийцев долгое время держалась в районе 68 долларов за баррель, что с учётом логистики не выходило за так называемый «потолок» установленный Западом. И они её покупали, не опасаясь никаких негативных последствий. И покупали много.
А в последнее время мировая цена на нефть, в том числе и на российскую, тоже,стала понемногу расти. И вместе с этим ростом, выводящим стоимость барреля за установленный Западом ценовой «потолок» индийцы стали сокращать и закупки российской нефти. В декабре объем импортируемой в страну нефти упал до минимума за 11 месяцев.
Доходит до того, что индийские НПЗ отказываются разгружать уже пришедшие к берегам танкеры с российской нефтью. Речь идёт о шести танкерах, которые с грузом почти в 5 млн баррелей нефти марки «Сокол» с Сахалина уже неделями стоят всего в нескольких милях от береговой линии, но нефть так и не принимают. Скоро к ним должен присоединиться и седьмой танкер.
Истинная причина такой задержки неизвестна, но эта ситуация породила множество слухов. Одна из версий гласит: проблема заключалась том, что платежи осуществлялись в рупиях, которые, согласно индийскому законодательству, вывести с внутренних счетов нельзя. Короче, привёз нефть, продал, а деньги — шиш, инвестируй в индийскую экономику.
С этим не согласен индийский министр нефти Хардип Сингх Пури, который заявил, что поставки российской нефти в Индию снизились не из-за проблем с расчетами, а из-за цен. Мол, раньше Россия давала нормальные скидки, и мы покупали, а теперь для нас это дорого.
«Проблем с платежами нет. Это исключительно вопрос цены, по которой наши нефтеперерабатывающие заводы будут делать закупки»,— сказал господин Пури на пресс-конференции.
Он добавил, что у властей Индии есть только одно требование — бесперебойное получение топлива по наиболее выгодной цене. И намекнул, что если российские поставщики не дадут подходящую им скидку, то Индия найдет новых. Мол, некоторые производители из более отдаленных регионов уже готовы предложить скидки больше, чем Россия.
Но, как обычно, а мы это уже не раз проходили, господин индийский министр не сообщил, кто, откуда и в каких объёмах продаёт нефть дешевле российской. Очень похоже на простое «выкручивание рук». Ведь сейчас России находится в очень непростом международном положении. Которым и пользуются некоторые «партнёры».
И у них это уже входит в привычку. Индийцы уже не раз нарушали договорённости. Можно вспомнить хотя бы историю с самолётами. Ну что же. Пусть походят по рынку, поспрашивают. А у нас есть ещё Китай и прочие страны Глобального Юга, которые нуждаются в нефти. И которые не такие хитрокручённые, как индийцы.
В интервью CNN министр нефти и газа Индии Хардип Сингх Пури рассуждает о покупке российской нефти:
— Россия в пятерке наших поставщиков. Крупнейший из них – Ирак. Пусть не будет недоразумений – у нас есть моральный долг перед нашими гражданами. В Индии проживает 1,34 миллиарда человек. И мы должны обеспечить их топливом, будь то бензин или дизель.
— То есть проблем с покупкой российской нефти нет?
— Ничего такого. Здесь нет морального конфликта. Кто-то хочет занять идеологическую позицию. Но мы не покупаем у X или Y, мы покупаем то, что есть в наличии. А сам я ничего не покупаю. Нефтяные компании покупают.
— Индия является аварийной точкой входа в Европу для российской нефти. Российская нефть импортируется, перерабатывается и затем экспортируется в Европу!
— Некоторые частные компании этим занимаются, мы тут ни при чем. Правительство не покупает (нефть), ее покупают компании.