Здравствуйте! Марат Башаров играл гастрольный спектакль «Жениться вам надо, барин!» в Ростове-на-Дону. Примерно через час после начала он остановил спектакль, закричал чтобы в зал дали свет и побежал по лестнице на второй ярус к одному из зрителей, которому стало плохо во время представления. Я лично считаю, что он поступил абсолютно правильно, что никакой спектакль не стоит человеческой жизни. Но вижу довольно много спорных мнений на этот счёт и хочу обсудить их с вами.
Дорогие читатели, перед тем, как начнём обсуждать Башарова и его поступок, не могу не сказать об Александре Ширвиндте… Как же жаль… Невероятный артист и человек! Не могу поверить, казалось, что он всегда будет, и вы знаете — он всегда будет. Александр Ширвиндт выпустил множество учеников, пропитал их своей любовью к театру, к настоящему русскому театру. Спасибо за всё! Светлая память мастеру. И хочется привести его цитату:
«Трусость — сестра паники. Смерти я не боюсь. Я боюсь за своих близких. Боюсь случайностей для друзей. Боюсь выглядеть старым. Боюсь умирания постепенного, когда придется хвататься за что-то и за кого-то… «Наше всё» написало очень правильно: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» Будучи молодым, я считал, что это преамбула и не более. Сейчас понимаю, что это самое главное в романе».
Итак, Марат Башаров остановил спектакль в Ростове-на-Дону из-за того, что одному из зрителей стало плохо. Очевидцы рассказывают, что мужчине, который сидел во втором ярусе, стало плохо. Рядом сидящие спрашивали тонометр и воду. Башаров увидел это, вышел из образа, остановил спектакль, со сцены прокричал «Дайте свет в зал! Сейчас вызовем врача!» и побежал к мужчине по лестнице. Ему помогли, приехала скорая, а потом за мужчиной пришли родные. Башаров объявил, что после внепланового перерыва, начнут спектакль с того же места, хоть антракт и затянулся, да и произошёл посреди сцены. И хотя спектакль доиграли, технически это срыв, ведь остановились посреди, вышли из образов и т.д.
И я считаю, что это абсолютно правильное поведение артиста. Очень печально, что нас не учат в театральных институтах что делать в подобных ситуациях. Наоборот — мастера часто нам говорят, что мы обязаны оставаться в образе что бы ни происходило. И многие артисты свято следуют их наставлениям. Помню играли антрепризу на гастролях, и в зале так же кому-то из зрителей стало плохо. Но режиссёр нам строго сказал — играем дальше, администраторы разберутся. Зрителя вывели из зала и уже там в фойе помогали.
Но мы же не роботы, мы всё равно краем глаза смотрим в зал, волнуемся и потом за кулисами спрашиваем как там зритель. Вот и сейчас я слышу много мнений, мол, не должен был Башаров срывать сцену и выходить из образа. Мол, в проходах всегда дежурят администраторы и они обязаны были оперативно среагировать, а не артист. Но, в конце концов, это же просто спектакль! Его можно и нужно остановить, переиграть и даже перенести на другой день, а жизнь не перенесёшь.
Думаю, что многие артисты сильно превозносят значимость своего дела. Нас действительно учат, что искусство превыше всего, что даже при пожаре в театре надо из образа не выходить до последнего дабы не рушить магию сцены. Я и сам противник выходов из образов, когда это неоправданно. Например, меня очень покоробил случай с Евгением Мироновым пару лет назад. Он играл в спектакле «Горбачёв», у одного из зрителей звонил телефон, и Миронов вышел из образа, отругал зрителя и потом снова продолжил спектакль. Вот этого я не понимаю — можно было обыграть это, сделать замечание от имени Горбачёва или просто обратить внимание на звонок в характере героя, не выходя из роли.
Но когда на кону жизнь, тут уж не до искусства. И хорошо, что Башаров так оперативно среагировал — скорее всего он спас тому зрителю жизнь. Спасибо ему за это огромное и моё максимальное уважение!
А вы как считаете должен поступать артист в таких ситуациях? Как Башаров или не выходить из образа и надеяться на сотрудников театра? Напишите, пожалуйста, в комментариях!
Записки актёра, Яндекс.Дзен