Не смотря на то, что в «мире основанном на правилах» всё покупается и всё продаётся, далеко не всё в мире нормальных людей измеряется исключительно деньгами. Неожиданно (для многих) приехавший в предоставленную на время пребывания в Пекине президенту РФ Путину резиденцию премьер Венгрии Виктор Орбан сказал: «Никто не любит, когда результаты его работы, достигнутые когда-то, сводятся на нет из-за таких причин, в которых он никак не виновен». Сегодня мы находимся в моменте, когда формируется и создаётся то о чём мы (наши потомки) будут говорить спустя десятки лет.
Сегодня я решил отвлечься от текущих событий дня. Тем более о некоторых из них я уже рассказал вам в предыдущих репортажах. И заострить внимание лишь на одном из. Одном, но отнюдь не рядовом. Не столько самом выступлении (в смысле реакций и комментариев разных людей), сколько на том, о чём вообще шла речь. О чём сказал Путин, выступая перед участниками саммита «Один пояс. Один путь». Послушав и прочитав, я поймал себя на мысли, что эта речь, хотя и имеет мало общего со сказанным в Мюнхене в 2007. Но по значению своему, возможно, превосходит её.
Нынешний форум проходит под знаком десятилетия этой выдвинутой господином Си Цзиньпином [инициативы] – действительно важной, глобальной, ориентированной в будущее, нацеленной на формирование более справедливого многополярного мира, [системы] отношений. Это действительно глобальный план.
Согласен с Председателем КНР в том, что китайская идея «Один пояс, один путь» логично вписывается в многосторонние усилия по укреплению созидательного и конструктивного взаимодействия в масштабах всего мирового сообщества.
Одно из базовых расхождений в понимании взаимоотношений у мира «западного» и условно «остального» (далее «западного меньшинства» и «мир») в неприятии там концепции равноправия и параллельного существования инициатив. Должна быть чёткая вертикаль и зависимость. Это всегда видно в западной прессе. Где любые отношения между странами пытаются представить как подчиняемого и подчиняющего. А любые проекты — создающими угрозу и конкуренцию другим.
Этот вирус успешно насаждается и у нас. Внедряя в головы тезис, что «Один пояс. Один путь» — это угроза и конкурент проектам СМП или Север-Юг. Но это совершенно про другое и всецело коррелируется с интересами.
Мы неоднократно отмечали, что Россия и Китай, как и большинство государств мира, разделяют стремление к равноправному, взаимовыгодному сотрудничеству в целях достижения всеобщего устойчивого и долгосрочного экономического прогресса и социального благополучия при уважении цивилизационного многообразия и права каждого государства на собственную модель развития.
Выстраиваемая на таких базовых принципах инициатива «Один пояс, один путь» хорошо стыкуется с развивающимися в различных регионах интеграционными процессами. Она созвучна и российским идеям по созданию такого интеграционного контура, где бы в полной мере обеспечивалась свобода торговли, инвестиций, труда, была бы налажена взаимосвязанная инфраструктура.
Маршруты и коридоры — важная часть международных отношений. В современном мире не возможность абсолютно всё делать самому, а взаимовыгодная кооперация является залогом успеха и процветания. Не стремление к закрытости и обеспечением себя лишь базовыми потребностями.
Чтобы эта система полноценно работала, необходимо создать соответствующую среду. в самом широком смысле. Не только на уровне логистики, но и финансов, законодательства и взаимопонимания.
Она созвучна нашему известному предложению сформировать большое евразийское партнёрство как пространство сотрудничества и взаимодействия единомышленников, где будут сопряжены самые разные интеграционные процессы: «Один пояс, один путь», Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Евразийский экономический союз, который Россия успешно развивает вместе с партнёрами по постсоветскому пространству.
Россия в определённой степени опирается на исторические связи большого макрорегиона — СНГ. И тянет за собой страны так называемого «бывшего соцлагеря». Некоторые лидеры которых принимали участие в этом саммите. И всё же Россия не только участвует, но и является важным драйвером развития других международных форматов. А равно и взаимодействия между ними. На основе региональной принадлежности, как в случае с АСЕАН, ШОС и ЕАЭС. Так и объединяющий страны, расположенные на разных континентах в рамках БРИКС. Таким образом, и проект «Один пояс. Один путь» — это не про какую-то конкретную географию или определённый маршрут.
Важно, что имеется конкретная договорённость России и Китая о параллельном и скоординированном развитии Евразэс и программы «Один пояс, один путь» и реализуется непреференциальное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между государствами – членами Евразэс и Китайской Народной Республикой. Для объединения усилий по выполнению этого соглашения учреждена совместная комиссия. В феврале этого года принята развёрнутая «дорожная карта», которая в том числе предусматривает налаживание взаимодействия между Евразийским союзом и Китаем в сфере торговой политики и цифровизации транспортных контуров.
Концепция ЕС, когда группа региональных стран фактически объединили свои экономики для упрощения внутренней торговли — было хорошей идеей. И в сочетание с доступом к недорогим ресурсам позволило за короткое время достичь значительных результатов по многим экономическим показателям.
Это работало до тех пор, пока в дело не вмешались США, постепенно замещая экономическую повестку вопросами идеологического и социального характера. Параллельно реализуя доктрину противостояния с «внешними врагами». Список которых довольно значительный.
Концепция нового мироустройства в какой-то степени заимствует то, что показало своё результат и эффективность. Объединение усилий, где каждый дополняет общую структуру и пользуется возможностями единого экономического пространства.
Отмечу и то, что интеграционная повестка в самом широком её понимании является неотъемлемой частью национальной стратегии развития России и укрепления нашего экономического, технологического и финансового суверенитета, модернизации и расширения инфраструктуры.
Разумеется, каждое государство может и должно придерживаться своих собственных экономических, социальных, суверенных и любых других интересов. Но не в ущерб другим. В этом смысле принцип развития построен на основе реализации имеющегося потенциала и возможностей каждой страны, как вклад в единое пространство. С возможностью для двустороннего взаимодействия с другими странами. В том числе, для извлечения материальный выгоды от реализации этого потенциала в широком спектре областей экономики.
Выступая только что, Председатель КНР говорил об этом развитии в различных регионах мира. Уважаемые коллеги, друзья, я бы хотел показать, что делается в Российской Федерации по этому направлению. Надеюсь и исхожу из того, что это важно для очень многих участников, в том числе сегодняшнего нашего мероприятия, потому что Россия является самой большой в мире страной по территории и связанность всех партнёров через нашу территорию имеет серьёзное значение для всех наших партнёров и друзей.
Упомяну только некоторые наши перспективные планы, которые уже начинают осуществляться на практике и гармонично дополняют другие инфраструктурные проекты в Евразии, в том числе те, которые продвигаются в рамках инициативы «Один пояс, один путь», а вместе позволяют создать единый транспортно-логистический каркас, диверсифицировать потоки грузов за счёт более эффективных, надёжных, безопасных поставок.
Наша территория и расположение, наши недра и ресурсы. Всё это наше богатство и в тоже время бремя в каком-то смысле. Но бремя можно обернуть в преимущество. Став в том числе важным связующим макроэкономическим звеном. Реализовав потенциал и возможности прямого выхода к трём океанам напрямую и четвёртому через новый логистический коридор.
Но всё это требует больших усилий с точки зрения реализации транспортно-логистических проектов. С учётом в том числе нетолько масштабов страны, но и сложных климатических условий на большей её части.
Так, в европейской части России мы формируем международный коридор «Север – Юг», – Председатель КНР тоже упоминал об этом, – связывающий российские порты на Балтике и в Арктике с портами на побережье Персидского залива и Индийского океана. На всём маршруте – от нашего северного города Мурманска до иранского Бендер-Аббаса – будет обеспечено, как говорят специалисты, бесшовное железнодорожное сообщение.
Ещё один транспортный меридиан с Севера на Юг пройдёт через уральский регион России и Сибирь. Его ключевые элементы – это модернизация центрального участка Транссиба, включая Западно-Сибирскую железную дорогу на территории наших областей – Омской области, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края – это всё регионы Сибири России. Это также строительство Северного широтного хода, как мы его называем, – это ещё одна железнодорожная ветка с выходом к портам Северного Ледовитого океана и полуострова Ямал. На севере Красноярского края – и новой Северо-Сибирской железнодорожной магистрали от Ханты-Мансийского автономного округа России до её стыковки с нашей крупнейшей железнодорожной сетью, с Транссибом и Байкало-Амурской магистралью.
Одновременно работаем с зарубежными партнёрами над прокладкой железнодорожных маршрутов из Центральной Сибири в южном направлении – в сторону Китая, Монголии, портов Индийского и Тихого океанов.
И наконец, ещё один коридор от Арктики на Юг мы планируем на Дальнем Востоке, его элементы также формируются. Это железнодорожная ветка от БАМа в Якутию, мосты через Лену и Амур – это огромные сибирские реки, Тихоокеанская железная дорога, модернизация автомобильных трасс, создание глубоководных терминалов на восточном участке Северного морского пути.
Все эти транспортные коридоры с Севера на Юг – в европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке – открывают возможность напрямую соединить, интегрировать Северный морской путь с крупными логистическими узлами на юге нашего континента, на побережье Индийского и Тихого океанов.
Что касается Северного морского пути, то Россия не просто предлагает партнёрам активно использовать его транзитный потенциал. Скажу больше: мы приглашаем заинтересованные государства к прямому участию в его развитии, готовы обеспечить надёжную ледовую проводку, связь и снабжение. Уже со следующего года навигация для грузовых судов ледового класса на всём протяжении Северного морского пути станет круглогодичной.
Создание упомянутых международных и региональных логистических, торговых маршрутов объективно отражает те глубинные изменения, которые идут в мировой экономике, ту новую роль, которую играют страны Азиатско-Тихоокеанского региона, глобального Юга, другие центры роста и развития.
С учётом этого Россия, которая в следующем году будет председательствовать в расширенном БРИКС, выступила с инициативой учредить в рамках этого объединения постоянно действующую комиссию по транспортной логистике, которая – с участием и членов БРИКС, и стран – партнёров нашего объединения, и других заинтересованных государств – могла бы заняться вопросами развития международных транспортных коридоров во всём их комплексе.
Добавлю, что эти темы обсуждаются и на площадке Недели транспорта, которая ежегодно проходит в Москве. Мы приглашаем специалистов из ваших стран, уважаемые друзья, к участию в очередном таком форуме в середине ноября в столице России.
Первое на что стоит обратить внимание — это насколько мощный импульс развития транспортного и инфраструктурного сектора ожидает в ближайшее время. Это намёк потенциальным инвесторам или тем, кто для себя или своих детей рассматривает области реализации своих имеющихся или обретаемых ещё компетенций.
А в целом весь этот проект превращает страну в мегахаб. Через который должны растекаться грузы, товары, сырьё, ресурсы и готовая продукция во все концы мира. Открывая доступ к ним и регионам. Что в свою очередь позволяет двигаться в разных направлениях.
Завершая, хочу выразить уверенность, что инициатива «Один пояс, один путь» и только что изложенные российские приоритеты, конструктивные и самые смелые предложения других государств, в том числе и участвующих сегодня на форуме, позволят найти коллективные и действительно эффективные решения, позволят решить по-настоящему важные и актуальные региональные и международные проблемы.
Уважаемые коллеги, друзья! Каждый из нас, когда начинает какое-то большое дело, конечно, рассчитывает на то, что оно будет успешным. Но, конечно, при таких глобальных размерах, которые были инициированы Председателем Китайской Народной Республики десять лет назад, откровенно говоря, трудно рассчитывать на то, что всё получится. У наших китайских друзей получается. Мы очень рады этим успехам, потому что это касается очень многих из нас. Сейчас только Председатель КНР изложил целую программу дальнейших действий – конструктивных, нацеленных на общий результат.
Благодарю вас за внимание.
Можно было бы сказать: это всё слова. Но уже сейчас видны масштабы и темпы реализации огромного числа проектов. Не только связанных с логистикой. Перестройка мира идёт полным ходом. Это займёт какое-то время. Но время это не проходит в «ожидании чего-то».
Всё больше стран видя это делают свой выбор. Присутствие на встрече таких глав, как Орбан и Вучич прямо намекает «куда подул ветер». Ведь это и про большие инвестиции и возможности для внешней торговли. Не когда-то в перспективе при условии «соответствия» правилам «королевы Урсулы». А прямо сейчас.
———-
Завтра в Москве стартует большое событие. Связанное с тем, что производится и создаётся в России и идёт на экспорт. Это можно назвать практической стороной того, что озвучил Путин в своём выступлении. Но это будет другая история, о которой во всех подробностях я обязательно расскажу вам.